Arms
 
развернуть
 
236040, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Сергеева, д. 8
Тел.: (4012) 59-27-10, 59-27-41 (ф.)
oblsud@kaliningrad-court.ru
236040, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Сергеева, д. 8Тел.: (4012) 59-27-10, 59-27-41 (ф.)oblsud@kaliningrad-court.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по административному делу
Печать решения

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

    Дело № 3а-154/2024

УИД 39OS0000-01-2024-000256-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2024 года                                              г. Калининград

    Калининградский областной суд в составе:

    председательствующего судьи Шкуратовой А.В.,

    при секретаре Худоба О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области о ликвидации и запрете деятельности Калининградской региональной общественной организации «Экозащита!-Женсовет»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области обратилось в суд с административным иском, в котором на основании абзаца 3 части 1 статьи 44 ФЗ «Об общественных объединениях» просило в связи с грубыми и неоднократными нарушениями закона ликвидировать и запретить деятельность Калининградской региональной общественной организации «Экозащита!-Женсовет» (далее по тексту – общественная организация, КРОО «Экозащита!-Женсовет»), включенной 21 июля 2014 года в реестр иностранных агентов, указав, что данное юридическое лицо не исполняет предусмотренную пунктом 1 части 8 статьи 9 ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» обязанность по представлению отчетов о своей деятельности; не осуществляет деятельность по адресу местонахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ).

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области Коновалова Е.А. настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям, указав, что КРОО «Экозащита!-Женсовет» по юридическому адресу деятельность не осуществляет, председатель КРОО «Экозащита!-Женсовет» Королева А.Е. проживает за пределами РФ, вся корреспонденция, направленная Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения.

Определением Калининградского областного суда от 17 июня 2024 года      на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области возложена обязанность разместить на официальном сайте извещение о том, что административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области о ликвидации и запрете деятельности КРОО «Экозащита!-Женсовет» будет рассмотрено в судебном заседании в 11 часов 28 июня 2024 года в здании Калининградского областного суда по адресу: г. Калининград, ул. Сергеева, д. 8.

17 июня 2024 года указанное извещение размещено на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации (л.д. 86).

КРОО «Экозащита!-Женсовет», заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте его проведения, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом № 82-ФЗ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых данным федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (статья 1).

Названный федеральный закон определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами (часть первая статьи 4).

В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации общественного объединения, иной некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением. Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что административное исковое заявление подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

Пунктом 5 части 1 статьи 20 КАС РФ предусмотрено, что Калининградский областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений.

Минюст России в соответствии с подпунктами 30.7, 30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общероссийских общественных организаций, осуществляет федеральный государственный надзор за их деятельностью.

На основании части первой статьи 38 Федерального закона № 82-ФЗ и пункта 41 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль (надзор) за соответствием деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 70 пункта 12 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 29 марта 2024 года № 89 (ред. от 02.05.2024), Главное управление как территориальный орган Минюста России обращается в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений и иных некоммерческих организаций. Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области правомочно на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях, предусмотренных законом.

В силу статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Оценивая доводы административного истца о том, что общественной организацией в ходе осуществления своей деятельности было допущено грубое нарушение действующего законодательства, суд исходит из следующего.

Материалами дела подтверждено, что Калининградская региональная общественная организация «Экозащита!-Женсовет» (далее по тексту – общественная организация, КРОО «Экозащита!-Женсовет») создана физическими лицами по решению учредительного собрания 20 июня 2009 года. Сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) 20 августа 2009 года под основным государственным регистрационным номером 1093900001689.

Устав общественной организации утвержден на учредительном собрании 20 июня 2009 года, новая редакция Устава утверждена собранием членов КРОО «Экозащита!-Женсовет» 23 июня 2014 года.

Лицом, имеющим право действовать от имени общественной организации без доверенности, в соответствии с пунктом 5.8 Устава, является председатель совета общественной организации, избираемый сроком на 3 года, которым согласно протоколу собрания членов от 06 марта 2013 года является Королева А.Е.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 1246-р от 21 июля 2014 года в соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» КРОО «Экозащита!-Женсовет» включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Пунктом 1 части 8 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ (ред. от 15.05.2024) «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее по тексту – Закон № 255-ФЗ) установлено, что иностранный агент обязан представлять в уполномоченный орган или его территориальный орган сведения, в том числе отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе.

Приказом Минюста России от 29 ноября 2022 года № 304 утверждены Порядок и формы представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Закона № 255-ФЗ (далее - Порядок).

Согласно указанному Порядку представление данной отчетности осуществляется по формам, приведенным в приложении 3, один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия, а также в приложении 5, 9 ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

На основании части 4 статьи 1 Закона № 255-ФЗ статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о таком лице в реестре иностранных агентов.

Сведения о включении общественной организации в реестр иностранных агентов размещены на официальном сайте Минюста России 21 июля 2015 года, в связи с чем обязанность по предоставлению в рамках Закона № 255-ФЗ соответствующей отчетности возложена на КРОО «Экозащита!-Женсовет» с 22 июля 2014 года.

25 июля 2014 года во исполнение положений части 3 статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ в адрес общественной организации направлено уведомление о включении в реестр иностранных агентов.

В ходе текущего контроля Управлением Минюста Российской Федерации по Калининградской области в деятельности общественной организации были установлены нарушения действующего законодательства.

В связи с имеющимся у КРОО «Экозащита!-Женсовет» статусом иностранного агента, общественная организация обязана предоставлять отчетность с 21 июля 2014 года. Однако обязанности иностранного агента по представлению предусмотренной законом отчетности за второе полугодие и четвертый квартал 2022 года в срок до 15 января 2023 года не исполнило.

По данному факту 03 августа 2023 года должностным лицом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области по в отношении КРОО «Экозащита!-Женсовет» составлен протокол об административном правонарушении, отвечающий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) (л. д. 30-34).

Калининградским областным судом из Московского районного суда г. Калининграда истребованы административные материалы об административных правонарушениях в отношении общественной организации КРОО «Экозащита! – Женсовет».

Постановлением Московского районного суда г. Калининграда 15 мая 2024 года КРОО «Экозащита! – Женсовет» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, - распространение материалов в сети «Интернет» без указания на то, что эти материалы произведены или распространены иностранным агентом.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация обязана ежегодно представлять информацию в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названиях и руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Общественная организация обязана информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (абзац 8 части 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ).

В нарушении вышеуказанного закона общественная организация не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области надлежащую информацию за 2019-2023 годы.

Таким образом, административным истцом выявлены неоднократные нарушения действующего законодательства общественной организацией.

В соответствии с распоряжением Управления от 05 февраля 2024 года № 53-р с 01 марта 2024 года по 29 марта 2024 года в отношении КРОО «Экозащита!-Женсовет» была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности общественной организации законодательству Российской Федерации об иностранных агентах за период с 01 марта 2023 года по 01 марта 2024 года.

07 февраля 2024 года Управлением было направлено по адресу местонахождения общественной организации письменное уведомление от 05 февраля 2024 года № 39/03-371 и копия распоряжения Управления от 05 февраля 2024 года № 53-р о проведении плановой документарной проверки с информацией о необходимости представить документы, указанные в п. 14 указанного распоряжения, в адрес Управления к 01 марту 2024 года, которые были возращены административному истцу в связи с истечением срока хранения.

Документы общественной организацией на проверку не были представлены, что следует расценивать как грубое нарушение закона со стороны общественной организации.

Кроме того, в нарушении требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-Ф3 «Об общественных объединениях», общественная организация не исполнила обязанность информировать орган, принявший решение государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений.

Данная норма содержится также в пункте 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-Ф3 «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Административным истцом в ходе проверок установлено, что общественная организация не ведет деятельности по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, поскольку почтовая корреспонденция, направленная Управлением в адрес КРОО «Экозащита!-Женсовет», возвращается отправителю в связи с истечением срока хранения.

Административным ответчиком не представлено доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные документарной проверкой, а также подтверждающих устранение в полном объеме выявленных нарушений не только в сроки, установленные Минюстом России, но и до настоящего времени.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что, учитывая факт совершения административным ответчиком вменяемых нарушений, которые, в силу разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64, носят грубый характер, имеются основания для удовлетворения заявленных требований о ликвидации КРОО «Экозащита!-Женсовет»

В силу статьи 21 Закона о некоммерческих организациях ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Настоящее решение в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций» является основанием для исключения сведений об общественной организации из ЕГРЮЛ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области удовлетворить.

Ликвидировать Калининградскую региональную общественную организацию «Экозащита»-Женсовет» (ОГРН 1093900001689).

Решение является основанием для исключения сведений о Калининградской региональной общественной организации «Экозащита»-Женсовет» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Судья                                 А.В. Шкуратова